Здание на улице Антонова-Овсеенко необычно как снаружи, так и внутри: форма в виде трилистника, лабиринты коридоров, многочисленные зеркала. С 2014 года здесь располагается Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
Современный архив – это целый комплекс, включающий: – 18 современных архивохранилищ, вмещающих более 3 млн. дел советской и постсоветской эпохи; – научно-справочную библиотеку с литературой по истории России и Санкт-Петербурга; – читальный зал, оснащенный компьютерами и аппаратами для просмотра микрофильмов, куда может прийти работать любой исследователь; – конференц-зал с современным мультимедийным оборудованием, позволяющий проводить видеоконференции и обмениваться опытом с коллегами из других регионов; – выставочный зал, где посетители могут увидеть документы, которые рассказывают о жизни Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга в ХХ веке.
На портале "Архивы Санкт-Петербурга" можно получить информацию о хранящихся в архиве документах, отражающих основные этапы развития Северо-Западного региона с 1917 года по настоящее время.
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Цветы в проектах и натюрмортах
В летнее время цветы радуют своей красотой петербуржцев и гостей города. В Санкт-Петербурге ежегодно проводятся фестивали, участники которых соревнуются в искусстве флористики и ландшафтного дизайна. Благодаря документам Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга – произведениям ленинградских художников – можно не только узнать о том, каким было цветочное оформление города много десятилетий назад, но и увидеть радостные краски лета.
В архивном фонде Санкт-Петербургского Союза архитекторов и предшествующей организации – Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР (Ф. 341) хранится альбом «Зелёное строительство Ленинграда», который содержит материалы о развитии зелёных насаждений Ленинграда с 1920-х по 1950 год, в отдельных случаях также дореволюционные планировки XIX – начала XX веков. Это проекты парков и садов, бульваров и скверов в разных районах города, с планами и фотографиями. В пояснениях к ним указаны не только породы деревьев и кустарников, но и виды цветов на газонах и клумбах.
По обозначениям на планах и фотографиям можно восстановить облик садовых композиций.
Например, в оформлении сквера на площади Искусств 1950 года перечислены двадцать растений, в том числе три вида цветущих кустарников. В качестве ярких акцентов можно назвать георгины на фоне кустов венгерской сирени, обрамленные периллой нанкинской, пионы и гладиолусы. Пространство вокруг закладного камня будущего памятника А.С. Пушкину представляло собой композицию с ковром из герани (пеларгонии) зональной и пестролистной в центре, окруженным четырьмя прямоугольными клумбами с гелиотропом и сантолиной серебристой; экзотическую красоту пальм в углах подчеркивали цветы клубневой бегонии и седум. Прямоугольную клумбу, расположенную ближе к зданию Государственного Русского музея, украшали розовые астры в обрамлении сантолины серебристой и ирезине Линдена – декоративного растения с эффектным сочетанием бордовых и малиновых оттенков в расцветке листьев. Вдоль дорожек росли белые флоксы и хосты (в документе указано прежнее название хосты – функия).
В перечне цветов сквера на Исаакиевской площади 1950 года упоминаются белые и красные пионы, ирисы, дельфиниум, люпин, белые и светло-лиловые флоксы, рудбекия, солидаго (золотарник), гелиотроп, декоративные лиственные растения.
Альбом оцифрован и доступен на Портале «Архивы Санкт-Петербурга», так что Вы можете узнать больше о зеленых уголках Ленинграда первой половины XX века.
Однако для того, чтобы в красках представить великолепие цветущих клумб по черно-белым фотокопиям, понадобится не только воображение, но и вдохновение, которое могут подарить работы ленинградских художников.
Пожалуй, наибольшее количество натюрмортов с цветами в ЦГАЛИ СПб хранится в личном фонде Марии Джагуповой, живописца, графика, автора произведений декоративно-прикладного искусства (Ф. 173). Натюрморты выполнены в разных техниках. Карандашный рисунок гортензии в цветочном горшке на подоконнике, полный света, создаёт ощущение лёгкости. Подобно ему, воздушной кажется акварель с изображением пиона, напоминающая ботаническую иллюстрацию. Автолитографии же отличаются насыщенными и, как правило, яркими красками: оттенки астр от темно фиолетовых до белых оживают на солнечно-желтом фоне с оранжевыми пятнами и штрихами, букет с ирисом завораживает игрой отблесков разноцветных лепестков в хрустале, кисти лиловой и белой сирени словно светятся, оттененные серо-синими тонами. Интересно, что автолитографии сохранились в нескольких оттисках различных по колориту. Увидеть больше рисунков, акварелей и гравюр с цветочными композициями можно при просмотре оцифрованных дел из личного фонда М.М. Джагуповой на Портале «Архивы Санкт-Петербурга».
Елена Ребриева, главный архивист отдела использования документов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт Петербурга
#архивыспб #ЦГАЛИ
_____________________________
1. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 5. Д. 133. Л. 1. Альбом «Зеленое строительство Ленинграда». Иллюстрации к отчету Ленинградского филиала Академии архитектуры СССР по теме «Обобщение опыта планировки и застройки Ленинграда». Тит. л. 1950 г. Фотокопия.
2. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 5. Д. 133. Л. 21. Озеленение на площади Ленина, осуществленное в 1948 г. по проекту архитектора Н.В. Баранова. План и фото из альбома «Зеленое строительство Ленинграда». 1950 г. Фотокопия.
3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 5. Д. 133. Л. 28. Цветочное оформление на площади Искусств. План и фото с деталью центральной части из альбома «Зеленое строительство Ленинграда». 1950 г. Фотокопия.
4. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 5. Д. 133. Л. 119. Озеленение на Исаакиевской площади. План и фото из альбома «Зеленое строительство Ленинграда». . Фотокопия.
5. ЦГАЛИ СПб. Ф. 173. Оп. 1. Д. 76. Л. 5. Джагупова М.М. . Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш.
6. ЦГАЛИ СПб. Ф. 173. Оп. 1. Д. 77. Л. 1. Джагупова М.М. . Бумага, акварель.
7. ЦГАЛИ СПб. Ф. 173. Оп. 1. Д. 66. Л. 1. Джагупова М.М. Астры. 1960 г. Автолитография.
8. ЦГАЛИ СПб. Ф. 173. Оп. 1. Д. 73. Л. 1. Джагупова М.М. Сирень. 1960 г. Автолитография.
9. ЦГАЛИ СПб. Ф. 173. Оп. 1. Д. 75. Л. 6. Джагупова М.М. Цветы в хрустальных вазах. 1962 г. Автолитография.
24.06.2025 в 08:15
Платная стоматология 1943 года
Продолжаем публикацию документов о финансовой стороне жизни ленинградцев в период войны.
Представляем распоряжение Ленгорисполкома от 24 сентября 1943 года о ценах на зубопротезирование. Выпадение зубов у блокадников, как следствие дистрофии и пеллагры, было массовым явлением, потребность в стоматологических услугах резко выросла. Цены, установленные Ленгорисполкомом в марте 1941 года, устарели.
Однако и новые цены не окупали затрат. Как показала проверка в мае 1945 года платной сети лечебного объединения Ленгорздравотдела Контрольно-ревизионным управлением (КРУ) Наркомата финансов СССР по г. Ленинграду, отдельные зубные поликлиники без разрешения повысили расценки ещё на 60%, что вызвало возмущение и финансистов, и горисполкома.
Кстати, в акте проверки упоминается и о ценах на услуги, которые не были связаны со стоматологией. Так, с марта 1945 года в платных поликлиниках за прием предлагалось заплатить 8-25 руб. (вместо установленных 3-8), а за оказание врачебной помощи на дому требовали более 45 руб., хотя официальные расценки – 25-45 руб.
Надежда Черепенина, главный методист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГА
__________________________
ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 18. Д.1499. Л. 101-102. Распоряжение Ленгорисполкома о ценах на зубопротезирование. 24 сентября 1943 г.
23.06.2025 в 08:15
Уважаемые изобретатели, рационализаторы, инженеры и все, кто движет научно-технический прогресс!
Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга поздравляет вас с профессиональным праздником – Днём изобретателя и рационализатора!
Ваш творческий поиск, нестандартное мышление и настойчивость в претворении идей в жизнь являются мощным двигателем развития экономики, промышленности и всех сфер жизни общества. Изобретения и рационализаторские предложения – это реальный вклад в повышение эффективности, создание новых технологий и укрепление научно-технического потенциала страны.
Санкт-Петербург (Ленинград) на протяжении веков был и остается одним из ведущих центров инженерной мысли и инноваций в России. В фондах Центрального государственного архива научно-технической информации Санкт-Петербурга бережно хранится уникальное документальное наследие, запечатлевшее яркие страницы истории изобретательства и рационализации в нашем городе и регионе.
Среди особо ценных материалов, отражающих этот созидательный процесс, можно выделить:
• Заявочные материалы на изобретения и авторские свидетельства – документы, фиксирующие рождение новых технических решений и признание авторского вклада;
• Описания изобретений и рационализаторских предложений – детальные технические решения, направленные на усовершенствование продукции, технологий и организации производства;
• Акты внедрения и отчеты об экономическом эффекте – свидетельства практической реализации идей и их вклада в народное хозяйство;
• Проектно-конструкторскую документацию с пометками авторов и рацпредложениями – отражение процесса непрерывного совершенствования изделий на этапе их создания;
• Материалы научно-технических обществ и советов по изобретательству и рационализации (НИО, ВОИР) – документы, показывающие организацию и поддержку изобретательского движения, экспертизу предложений;
• Документацию по изобретательству периода Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда – уникальные свидетельства поиска нестандартных решений в экстремальных условиях для нужд фронта и города.
•
Эти архивные комплексы представляют собой не только бесценную память о техническом творчестве поколений инженеров и рабочих, но и служат важнейшей источниковой базой для:
• Изучения истории науки, техники и промышленности;
• Патентных исследований и установления приоритета;
• Поиска оригинальных технических решений, которые могут быть актуальны и сегодня;
• Воспитания новых поколений инженеров и изобретателей.
Желаем вам неиссякаемого вдохновения, смелых идей, успешного воплощения самых сложных инженерных замыслов, признания ваших достижений и новых побед на пути технического прогресса! Пусть ваши изобретения и рацпредложения приносят реальную пользу людям и стране!
С Днём изобретателя и рационализатора!
Милошевич Милан Петарович, главный археограф Центрального государственного архива научно-технической информации Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГАНТД
__________________________
1. Материалы к смотру изобретательства и рационализации в системе Министерства строительства за 1956 год // ЦГАНТД СПб Ф. P-5. Оп. 11. Д. 152. Л. 14, 45, 54
2. Отчеты по рационализации и изобретательству за 1954 - 1962 гг. // ЦГАНТД СПб Ф. P-6. Оп. 1-1. Д. 99. Л. 33
3. Протоколы совета ВОИР // ЦГАНТД СПб Ф. P-16. Оп. 1-3. Д. 61. Л.1
4. Отчет за 1967 год по итогам смотра по рационализации и изобретательству предприятий п/я М-5912 и п/я М-5659 // ЦГАНТД СПб Ф. P-16. Оп. 1-5. Д. 466. Л. 4, 12
22.06.2025 в 10:15
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
На рассвете 22 июня 1941 года нацистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз, что ознаменовало начало Великой Отечественной войны, являющейся частью Второй мировой войны.
О нападении Германии и начале войны было объявлено по радио. В полдень 22 июня 1941 года народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов выступил по радио. В том историческом обращении наркома война впервые была названа Отечественной – именно под этим названием она и вошла в историю.
В первые дни войны, с 29 июня 1941 года, началась первая волна эвакуации. Эта эвакуация была проведена в два этапа: первый - из Белоруссии, Украины, Прибалтики, Москвы и Ленинграда в 1941 году, и второй - из южных районов европейской части СССР в 1942 году.
Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР, созданный в первые дни Великой Отечественной войны, начал реализацию планов по эвакуации населения, в том числе и жителей Ленинграда.
Городской эвакопункт был создан 30 июня 1941 года, а 2 июля 1941 года Исполком Ленсовета начал плановую эвакуацию населения.
В период с 29 июня по 6 сентября 1941 года было эвакуировано значительное количество людей, а также оборудование и имущество предприятий.
Сотрудниками ЦГАЛС СПб в фонде Р-162 АОЗТ «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» (с ноября 1922 до августа 1942 года - государственный завод точного машиностроения имени Макса Гельца).
В приказах завода имени Макса Гельца выявлен документ – приказ № 192 от 30.VI - 1941.
В нем предписывалось немедленно создать специальную тройку в составе заместителя директора, председателя завкома и представителя партбюро для организации эвакуации детей рабочих и служащих завода и снабжением их всем необходимым.
Распоряжение подлежало «безоговорочному выполнению».
Война безжалостно разлучила семьи, оставив в сердцах незаживающие раны.
Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Советский Союз потерял в ней около 27 миллионов человек – точные цифры подсчитать до сих пор невозможно.
Долгие годы этот день не был официальной памятной датой.
На основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 июля 1992 года в государственном календаре этот день - День памяти и скорби.
А с 2020 года в России в День памяти и скорби проводится ежегодная общероссийская минута молчания.
Она проходит одновременно во всех регионах страны в 12.15 по московскому времени.
Именно в это время 22 июня 1941 года в эфире радио прозвучало обращение к гражданам Советского Союза о нападении нацистской Германии.
На короткое время будет полностью приостановлена повседневная деятельность.
Вся страна замолчит в знак почтения к жертвам самой кровопролитной войны в истории человечества.
Виктория Паскалова, ведущий архивист Центрального государственного архива документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга.
#архивыспб #ЦГАЛИ
______________________________
ЦГАЛС СПб. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 8. Л. 43 об.
20.06.2025 в 08:15
Время с пользой: как менялся подход к летним каникулам в дореволюционной России
Длительное время летнее «вакационное» время рассматривалось, по сути, как продолжение учебного года: детям задавали объемные письменные задания по основным предметам, целью которых было не допустить «отвыкания» от учебного ритма. К началу XX века Министерство народного просвещения (МНП) было вынуждено признать: учащиеся хронически перегружены из-за значительной учебной нагрузки в течение года. На этом фоне, российская система школьного образования начала постепенно переосмысливать свое отношение к каникулярному времени.
В 1900 году выходит циркуляр МНП «Об отмене летних ученических работ и об организации образовательных прогулок и путешествий», в котором констатировалось, что письменные задания не достигают поставленных целей и провоцируют формализм как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Дети выполняли задания наспех, либо списывали у одноклассников, или вовсе оставляли их на время после каникул. Учителя, в свою очередь, проверяли эти работы без энтузиазма. При этом, каникулы теряли свою главную цель – быть временем отдыха. Новый подход, согласно циркуляру, акцентировал внимание на чтении, экскурсиях и полезных занятиях, укреплявших не только знания, но и интерес к миру за пределами школьной парты.
Следующий важный поворот произошел в 1904 году, когда МНП выпустило циркуляр «О мероприятиях относительно физического развития учащихся и об отчетах о предпринятых учащимися экскурсиях». В документе признавалось, что путешествия и экскурсии – «сильное образовательное средство», которое способствует сплачиванию учителей и учащихся. Педагогическим советам предписывалось устраивать для учеников регулярные прогулки по ближайшим окрестностям, а во время зимних и летних вакаций совершать с детьми дальние поездки по России. В фонде Канцелярии петроградского губернатора (ф. 253) сохранились десятки обращений от различных учебных заведений страны о разрешении привезти учеников в С.-Петербург и показать его окрестности в рамках проведения летних экскурсионных поездок по России.
Министерство всерьез взялось за организацию каникулярного времени учащихся и подошло к нему системно: акцент сместился не только на интеллектуальный, но и на физический отдых школьников. Так, в фонде Петроградской 13-й мужской гимназии (ф. 55) имеется распоряжение МНП от 29 мая 1915 г. начальникам средних учебных заведений и директорам народных училищ, в котором говорится, что летний период следует использовать для укрепления здоровья и правильной постановки физического развития учащихся. В этих целях ведомство просило учебные заведения озаботиться организацией активного досуга для своих учащихся. Предлагалось устраивать подвижные игры на свежем воздухе, прогулки, походы, загородные экскурсии, занятия плаванием и гребным спортом, а также создавать отряды «юных разведчиков» (бойскаутов).
Для облегчения выполнения данной задачи рекомендовалось обращаться к различным спортивным обществам с просьбами рекомендовать опытных руководителей для занятий физическими упражнениями. Специально подчеркивалось: «организация намеченных мероприятий должна быть основана на началах пробуждения в детях интереса и любви к тем или другим физическим занятиям, но, отнюдь, не путем принуждения».
Таким образом, в начале XX века в российской образовательной системе начинается поворот от формального подхода к каникулам – к заботе о физическом и ментальном благополучии школьников. Новые циркуляры не просто отменяли ненужную нагрузку, но и открывали пространство для осознанного отдыха, живого интереса к знаниям и укреплению детского здоровья. Баланс между обучением и отдыхом, внимание к физическому и психологическому развитию ребенка – эти идеи остаются актуальными и сегодня.
Виноградова Д. П., ведущий архивист Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга
#архивыспб #ЦГИА
_______________________________
ЦГИА СПб. Ф. 55. Оп. 2. Д. 116. Л. 2-2об. Постановление попечителя Петроградского учебного округа начальникам средних учебных заведений, заведывающим частными учебными заведениями с правами для учащихся и директорам народных училищ Петроградского учебного округа.
1. ЦГИА СПб. Ф. 253. Оп. 2. Д. 1170. Л. 151-152. Препроводительная к списку и список учащихся средней школы близ ст. Поповка, совершающих экскурсию для обозрения городов Новгорода, Пскова, Старой Руссы и Нарвы с 9 июня по 15 июня 1912 г.
2. ЦГИА СПб. Ф. 253. Оп. 2. Д. 1238. Л. 115-115а. Прошение о въезде в пределы С.-Петербургской губернии и список учащихся Мологской низшей ремесленной школы, принимающих участие в экскурсии по маршруту г. Молога, Рыбинск, С.-Петербург, Петергоф и обратно с 17 по 24 июня 1914 г.
3. ЦГИА СПб. Ф. 253. Оп. 2. Д. 1238. Л. 132-133. Препроводительная к списку и список учащихся Елабужского реального училища, принимающих участие в экскурсии в г. Нижний Новгород, Кострому, Москву, Троицко-Сергиевскую лавру, Петербург, Петергоф, Царское село и Кронштадт в 1914 г.
Комментарии посетителей