Школа риторики и дипломатии Dispute
|
|
Дата открытия на сайте: 14.03.2017
|
Вы - представитель заведения?
Получите больше клиентов с Peterburg2
|
Продвинуть |
Официальная группа Вконтакте

Школа риторики Dispute
13.05.2025 в 09:55
Мастер-класс по манипуляции и аргументации от сексуального книготорговца
Сериал «Ты» (2018–2024) — это не просто триллер о маньяке-убийце, а блестящее пособие по манипулятивным техникам и извращённой логике убеждения. Главный герой, Джо Голдберг, — не только книготорговец и серийный убийца, но и виртуозный манипулятор, чьи методы заслуживают детального разбора с точки зрения риторики и психологического воздействия.
Манипулятивные стратегии Джо
1. «Я делаю это ради тебя» — рационализация зла.
Джо мастерски использует ложную аргументацию, оправдывая свои преступления «высокими мотивами». Он убеждает себя (а заодно и зрителя), что убивает «во имя любви», «для защиты» или «исправления несправедливости». Это классический пример подмены тезиса: вместо обсуждения его вины он переводит разговор в плоскость мнимого благородства.
2. Газлайтинг и обесценивание
Джо постепенно изолирует своих жертв от внешнего мира, а затем переворачивает реальность, заставляя их сомневаться в собственной адекватности. Например, в отношениях с Бек он сначала идеализирует её, а потом методично разрушает её самооценку, чтобы полностью контролировать.
3. Подстройка под собеседника
Джо — гений мимикрии. Он анализирует интересы, страхи и слабости жертвы, а затем подстраивает свою аргументацию под её картину мира. С Бек он играет роль интеллектуального романтика, с Лав — «понимающего» партнёра, готового на жертвы. Это эристический приём: он не ищет истину, а использует чужие ценности для достижения своих целей.
Ошибки в аргументации, которые делают его уязвимым
Несмотря на мастерство, Джо допускает логические провалы, которые в итоге его губят:
- Избирательная слепота: он верит в свою «благородную миссию», игнорируя факты, которые ей противоречат.
- Чрезмерная самоуверенность: его монологи-оправдания работают только в его голове, но не выдерживают рациональной проверки (что и используют те, кто его разоблачает).
- Эмоциональная перегрузка: когда его маски падают, он переходит на агрессию, теряя контроль над ситуацией.
«Ты» — это сериал не только про убийства, но и про власть слова. Джо — идеальный пример того, как риторика может стать оружием, а убеждение — инструментом подавления. Однако его же история показывает: любая манипуляция рано или поздно даёт сбой, потому что строится на лжи, а не на истинной аргументации.
Итоговая оценка: 5/5.
Рекомендуется к просмотру с критическим анализом — чтобы не попасться на уловки реальных «Джо».

17.02.2025 в 10:00
Заглянула в стремительно набирающий популярность Deepseek и попросила его дать ссылки на материалы, в которых подтверждается польза чтения.
Итак, чем же нам полезно чтение книг (любых. Даже Донцову можно читать и получать от этого толк)
1. Улучшаются когнитивные функции и память.
Чтение стимулирует мозговую активность, улучшает нейронные связи и способствует сохранению когнитивных функций в пожилом возрасте. Исследования показывают, что чтение может замедлить развитие деменции и болезни Альцгеймера.
Источник: Wilson, R. S. et al. (2013). Life-span cognitive activity, neuropathologic burden, and cognitive aging. Neurology.
2. Снижается стресс
Чтение всего 6 минут в день может снизить уровень стресса на 68%, согласно исследованиям. Это более эффективно, чем прослушивание музыки или прогулки.
Источник: Cognitive Neuropsychology Centre, University of Sussex (2009). Reading reduces stress levels.
3. Развивается эмпатия
Чтение художественной литературы помогает лучше понимать эмоции и мотивы других людей, что способствует развитию эмпатии.
Источник: Kidd, D. C., & Castano, E. (2013). Reading literary fiction improves theory of mind. Science.
5. Улучшаются навыки письма и речи
Регулярное чтение расширяет словарный запас, улучшает грамматику и стиль письма. Это особенно полезно для детей и подростков, так как способствует их академической успеваемости.
Источник: Cunningham, A. E., & Stanovich, K. E. (1998). What reading does for the mind. American Educator.
5. Продлевается жизнь
Исследование, проведенное Йельским университетом, показало, что люди, которые читают книги, живут в среднем на 2 года дольше, чем те, кто не читает.
Источник: Bavishi, A., Slade, M. D., & Levy, B. R. (2016). A chapter a day: Association of book reading with longevity. Social Science & Medicine.
От себя я бы еще назвала один важный пункт.
6. Обогащается жизненый опыт
Наша жизнь часто — это день сурка. Мы сталкиваемся с похожими проблемами, решаем однообразные задачи и (дай бог) не попадаем в какие-то опасные жизненные ситуации. Но зато все это мы можем «прожить», читая книги.

14.02.2025 в 12:16
Еще один шаг к красивой и логичной речи
Примерно с 10 лет я веду личный дневник.
Сначала это были, конечно, записи про чувства, страдания, любимых мальчиков и единорогов:)) По мере того, как я взрослела, взрослели вместе со мной и записи в дневнике.
Постепенно они превращались в наблюдения, размышления, работу над идеями по педагогике и анализ новых знаний.
Теперь это не тот дневник, который нужно прятать от родителей, чтобы они не узнали твоих секретиков, а тот, которым можно поделиться с интересующимися людьми, обсудить потом с ними какие-то свои наработки и вместе поскрипеть мозгами над записями.
Почему же так полезно вести дневник?
1. Развивается навык формулирования мыслей
Когда мысли вертятся у нас в голове, то они кажутся нам гениальными, стройными, интересными и лаконичными. Когда же мы их вываливаем на бумагу или в устную речь, то все выглядит кашей и какой-то бессмыслицей. Если общаться с дневником хотя бы пару раз в неделю, то это со временем научит нас хотя бы минимальной логике изложения и избавит от многословия.
2. Расширяется словарный запас
Записывая свои мысли, мы активно ищем подходящие слова и выражения. Если они сразу не приходят в голову, то мы начинаем копошиться в своей памяти, страдать, но находить подходящее слово. Тем самым мы переводим некоторые слова из пассивного словарного запаса в активный. Еще можно использовать в записи цитаты из прочитанного.
3. Повышается эмоциональный интеллект
Дневник позволяет глубже понимать и описывать свои эмоции, анализировать эмоции и состояния собеседников, окружающих людей. Это делает нас более наблюдательными, эмпатичными. И в дальнейшем помогает распознавать чувства других.
4. Тренируется логика и аргументация
Ведение дневника развивает способность выстраивать логические цепочки мыслей и аргументировать свою точку зрения (Исследование университете Чикаго, (Bangert-Drowns et al., 2004). Ведь если мы хотим обосновать какой-то свой или чужой поступок, мысль, идею, мы вынуждены подбирать логичные аргументы.
Итог: Перед сном открывайте свои заметки в телефоне и пишите. Пишите о том, какие мысли к вам приходили, что нового узнали, какие интересные наблюдения сделали. Но главное — пишите так, как будто собираетесь поделиться записью с кем-то. Оттачивайте мысль, подбирайте слова, анализируйте. Можно даже завести частный телеграм-канал и публиковать записанное туда.
Главное
Куда пойти с ребёнком летом в Санкт-Петербурге
Фестиваль «Опера — всем», концерт Дианы Арбениной и день рождения Григория Лепса: афиша Петербурга на неделю
Незабываемое лето в Петербурге: 10 вещей, которые нужно успеть до осени
Главные события июля в Петербурге: Григорий Лепс, Диана Арбенина и GARAGE FEST
«В творчестве есть свой алтарь и свои таинства»: группа «Ундервуд» в интервью Peterburg2
Лучшие смотровые площадки Петербурга

Лучшее за неделю
Комментарии посетителей (10)
А теперь о еде что же с нею делать ЕСТЬ или КУШАТЬ? Это с одного форума о культуре речи: Ещё, куда ни плюнь — все КУШАЮТ. Вот и дымлюсь, представляя: лакей подобострастно объявляет «кушать подано», и на столе яств-то — видимо-невидимо: тут тебе и царский лебедь медвяной на золотом блюде, и осётр в два метра, и парной поросёночек, и тетерев под шафраном, и зайцы в рассоле, и кубки с мальвазией, и пряники печатные! И ещё всё это на серебряной столике с позолотой, покрытом скатертью, сотканной из золотых и серебряных нитей. И кравчий уж на коленях — быстро режет конину, да баранину! Живут же люди — КУШАЮТ!!! Ни слуг у меня в бархатных кафтанах фиалкового цвета, ни жареных павлинов, ни мёдов можжевеловых в кубках… ЕМ. Простенько, сама с собой: картошечку, да с огурчиком, да с помидорчиком, да, может, и с курочкой. Но - ЕМ. Бывает, поискушаюсь — ОТКУШАЮ. И хоть и не журавля с пряным зельем, а ту же картошечку, но — с подающими, приносящими, наливающими, добавляющими, готовящими, убирающими. Когда это — ТРАПЕЗА. Неспеша, ново, со значением, с белыми передниками и… не моими руками. По-господски (хе-хе-хе). Редко это бывает. Глаголы ЕСТЬ и КУШАТЬ синонимы. Глагол «есть» употребляется в литературной речи (в том числе и в современной) несравненно шире своего синонима. Глагол «кушать» можно употреблять как вежливое приглашение гостей, когда их сажают за стол. В этой ситуации используют инфинитив (кушать) в составе этикетной формулы кушать подано, прошу к столу или в повелительном наклонении в составе другой формулы кушайте, пожалуйста!. Но сейчас так практически не говорят, то есть стараются этот глагол избегать и чаще всего пользуются такими фразами, как просим (или прошу) к столу и т.п. Во всех других случаях — без исключения — мы должны пользоваться только глаголом «есть», например: я хочу есть, я уже поела, мы едим; ты ешь! «Кушать» (равно как и глаголы покушать, скушать) может употребляться в обращении к детям: Ты кушал (покушал)? Хочешь кушать (покушать)? Скушай вот это. Покушай (скушай) что-нибудь и т. п. Использование глагола кушать в речи мужчин о себе (хочу кушать, я кушаю, я (не) кушал), а также когда мужчина или женщина говорит от имени четы или семьи: мы (уже) кушали (покушали), мы (не) хотим кушать и т. п., противоречит стилистической норме современного литературного языка, придаёт речи манерность, некоторую слащавость, квалифицируется как проявление мещанства в речи. По существующему правилу глагол «кушать» используется только в повелительном наклонении и только при ласковом обращении к ребёнку, например: кушай, детка, не капризничай! Но возникает вопрос: почему же в наше время очень часто современные русские люди пользуются глаголом кушать по отношению к себе и по отношению к близкому собеседнику? Хотя также замечено, что в нашей речи часто интуитивно замещается глагол есть другими глаголами, такими, как обедать, завтракать, ужинать. И всё-таки нередко, говоря о себе, наши современники употребляют глагол кушать. С чем связана эта ошибка, откуда она берёт своё начало? Начнём с того, что в русском языке 19 века глагол кушать встречался исключительно в речи прислуги, причём, употреблялся он не просто с оттенком вежливости, а, скорее всего, он имел оттенок учтивости, предупредительности и даже особо униженной вежливости. И, как правило, слуги, обращаясь к господам, говорили: Кушать подано! или Извольте кушать! И точно так же говорили лакеи или слуги о своих отсутствующих господах: Клара Петровна сегодня дома не кушали. И ещё заметим, что в нашем старинном просторечии (то есть исключительно в речи прислуги) применялись даже такие выражения, как ЧАЙ КУШАТЬ или КОФЕЙ КУШАТЬ. И в этом случае можно привести хрестоматийный пример из пушкинского романа Евгений Онегин. Старушка Анисья, показывая Татьяне пустующий деревенский дом Онегина, говорит так (7 глава): Вот это барский кабинет; Здесь почивал он, кофей кушал И ещё здесь можно привести очень интересное, на наш взгляд, замечание А.И.Герцена. Он вспоминал о том, как лакей его отца (богатого помещика Яковлева И.А.) учил мальчишек, будущих лакеев: он их таскал за волосы и при это приговаривал: А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебя пожаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать. И вот этот глагол «кушать» из языка прислуги, из лакейского лексикона во второй половине 19 века проник в русскую разговорную речь. К примеру, известный писатель 1-й половины 20 века В.В. Бианки по этому поводу писал так: Даже о себе мы начинаем говорить: я кушаю, мы кушаем. И получается смешновато: больно пышно (Мысли вслух). А Л. В. Успенский, известный писатель, автор многих популярных книг о русском языке, о слове «кушать» писал так: Не следует говорить кушаю, кушаем про самого себя; здесь обязательно простое есть, не содержащее в себе решительно никакого оттенка грубости, как чудится некоторым. Можно, но отнюдь не желательно употреблять глагол кушать в других лицах, и там вполне прилично обойтись нейтральным: вы едите? А ты ешь раков? и т.п. А всего лучше — просто исключить это лакейское словечко из своего языка. Но почему всё-таки глагол «кушать», если он так ограничен в своём употреблении, почему он довольно широко сейчас употребляется в нашей разговорной речи? Специалисты-языковеды считают, что это ложно понимаемая форма вежливости. То есть человек из ложной боязни выразиться грубо, прослыть невоспитанным человеком начинает включать в свою речь вместо глагола есть глагол кушать, который, по его мнению, относится к числу вежливых и не имеет грубого оттенка. Итак, мы сейчас объяснили механизм подмены глаголов «кушать» и «есть». Для русского литературного языка эта замена глаголов недопустима, то есть по существующему правилу нельзя говорить я кушаю, ты кушаешь, мы кушаем. По отношению к себе или по отношению к своему собеседнику (исключая маленького ребёнка) следует употреблять только глагол есть. Таков сложившийся обычай в русском языке. По поводу допускаемых ошибок. Еще классик писал: Как усто румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю…» Излишне правильная, дистиллированная речь скучная, пресная. Как-тo Рахманинов прослушав безупречное исполнение одной пианитски, сказал с досадой: «Хоть бы раз ошиблась!» И еще:. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее (Л. В. Щерба)